Хорошая архитектура — это внимательность
Слово «внимательный», помимо обозначения тщательного обдумывания, в архитектурных терминах также предполагает эмоциональный и, возможно, даже сочувственный подход. А почему бы и нет?
Хорошая архитектура может и должна быть внимательной — во всех разнообразных смыслах этого слова. Хотя она может начинаться с мотивации делать добро и требовать первоначального морального подхода, эта чувствительность в сочетании с тщательным знанием индивидуальных/общинных потребностей и прозрачной коммуникацией создает хорошо адаптированную и доступную строительную среду, которая может способствовать росту.
Будь то убежище, содействие работе или общественной службе, объединение людей или отражение идеи через эстетику, хорошая архитектура всегда целенаправленна. Со стороны дизайнера это требует внимательности и открытости ко всем пространственным, экологическим и человеческим факторам одновременно. Для того чтобы здания играли значимую роль в жизни отдельных людей, групп и сообществ, которые их используют, необходимо сначала определить ближайшие и долгосрочные потребности этих пользователей и удовлетворить их самым уважительным образом. Это также требует, чтобы такая архитектура была доступной, экономически жизнеспособной и отвечала необходимости.
В условиях финансовых колебаний мировой экономики и растущего неравенства в благосостоянии общества по всему миру, архитекторам важно использовать свои навыки и знания для создания высокого и в то же время достижимого уровня жизни для всех. Это, следовательно, предполагает разработку множества архитектурных типологий и инновационных решений, которые смягчают затраты на строительство и оптимизируют полезность. Финансовые выгоды, которые может принести хорошо продуманное и изобретательное произведение, часто превышают цену инвестиций, как в отношении самого проекта, так и в отношении социальных и экологических (включая другие внешние эффекты) затрат/последствий, вызванных разработкой. Понимание того, какое воздействие может оказать архитектурный проект, является неотъемлемой частью основного исследования архитектора на стадии проектирования.
Этот архитектурный принцип также подчеркивает важность проектирования с учетом особенностей конкретного участка. Внимательный подход позволяет не тратить ценные ресурсы на программу, которая не принесет положительных результатов и не будет принята и поддержана людьми и местом, для которых она предназначена. Часто наиболее успешные результаты достигаются тогда, когда архитектурное вмешательство основывается на участии общества, обеспечивая функциональный и устойчивый результат. Внимательный проект, независимо от того, медленно или быстро он создается, должен основываться на проверенных и частых исследованиях на местах. Кроме того, в нем должны участвовать консультанты, эксперты, местные ремесленники и торговцы, которые могут поделиться своими навыками и знаниями, чтобы улучшить разработку.
В нашем быстро меняющемся мире гибкость также является ключом к достижению действительно внимательной архитектуры, и многие архитекторы разрабатывают умные решения, которые делают их работы более адаптируемыми и удобными для нынешних и будущих пользователей. Это может означать, что характер проекта — это проект, который намеренно предназначен для развития, как, например, постепенное строительство жилья, или проект, упреждающий быстро растущее население. Гибкость может распространяться и на наделение здания множеством функций — например, автостоянка может служить игровой площадкой для местных детей, или общественный центр, призванный объединять людей и одновременно вызывать удивление своей величественной формой.
В конечном итоге, продуманный проект — это проект, который одновременно поддерживает и воспитывает людей, место и общество. Как показывают разнообразные проекты, представленные на следующих страницах, это часть инфраструктуры, которая строится потому, что она необходима, а не просто потому, что ее можно построить. Его цель — создать устойчивые, долговечные и выгодные результаты, которые улучшат и определят жизнь тех, кто им пользуется, как сейчас, так и в будущем.
Парк Миясита / Nikken Sekkei
Парк Миясита продуманно реагирует на городскую плотность Японии, создавая общественное пространство для активного отдыха и релаксации. Парк отвечает многочисленным потребностям общества, объединяя парковое пространство — ценный объект в городской Японии — с желанием общественности иметь коммерческий центр, а также гостиницу в центре города для привлечения посетителей.
Центр Мэгги в Лидсе / Студия Heatherwick
Центр Maggie’s Yorkshire, призванный вдохнуть новую жизнь, оказывает комплексную помощь людям с онкологическими заболеваниями. Проект черпает вдохновение в природе, заботясь о своей конечной цели. Он наполнен бодрящей флорой как внутри, так и снаружи, вплоть до пьедестала на крыше.
Park ‘n’ Play / JAJA Architects
Традиционная, одноразовая парковка переосмыслена как пространство для более широкого общественного блага с живым зеленым фасадом и игровой площадкой на крыше. Вместо того чтобы обсаживать всю конструкцию вертикальными садами, архитекторы выбрали смешанный подход: ящики для растений ритмично распределены по решетке, добавляя органичный объем экстерьеру, а две большие общественные лестницы обеспечивают доступ на крышу.
Общественный центр Peach Hut / ATELIER XI
Это первый из серии спутниковых общественных центров, построенных для обогащения сельского уезда Сиуву в Китае. Изначально проект был заказан как общественное здание, призванное способствовать развитию культуры и художественного образования для жителей бедных районов. Чтобы лучше обеспечить местных жителей, живущих в деревнях, разбросанных по всему уезду, архитекторы предложили разделить проект на небольшие павильоны из монолитного бетона — более разумное и продуманное решение.